614503, Пермский край, Пермский район, п.Сылва, ул.Молодежная, д.7. 8(342)258-44-02 Понедельник, 22.07.2019, 19:36. Для детей старше шести лет
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "Сылвенская средняя школа"

Меню сайта
Образование 2.0
Сетевичок
Контроль услуг
Госууслуги
ЕГЭ Выбор будущего
ГИА
Рособрнадзор
ФСКН
Статистика

Родителям первоклассников

Уважаемые родители!

 

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления окружающего мира более осознанно и произвольно.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

 

Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.

Для того чтобы своевременно заметить отклонения от нормы в речевом развитии ребёнка, нужно хотя бы в самых общих чертах представлять себе эту норму.

 

СТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Речь не является врождённой функцией и усваивается каждым человеком индивидуально, на основе подражания речи окружающих. Весь ход нормального речевого развития подчинён определённым закономерностям, которые можно отчетливо проследить в речи каждого отдельного ребёнка, и протекает в определённых временных рамках. Рамки эти, правда, довольно условны, но всё же знание их позволяет достаточно надежно отличить норму от патологии.

 

Развитие собственной речи ребёнка осуществляется в процессе одновременного овладения им и правильным звукопроизношением, и словарным запасом, и грамматическими нормами.

 

Становление произношения у детей охватывает в среднем возрастной период от года до 5 - 6 лет. При этом звуки речи усваиваются не изолированно, а в составе целых слов, звуковая структура которых по мере овладения ребёнком правильным звукопроизношением всё более и более уточняется.

Ведущую роль в овладении ребенком правильным звукопроизношением играет слух - он в полном смысле этого слова «ведёт» за собой непосредственное артикулирование звука, постепенно всё более и более уточняющееся. Различение всех звуков речи на слух доступно ребёнку уже с 2-летнего возраста, что и позволяет ему пытаться подражать этим звукам. К 3 - 4 годам он способен улавливать на слух акустическое различие между собственным ещё не совершенным произношением звука и произношением его взрослыми людьми, что заставляет его «подтягивать» своё произношение к образцу, имеющемуся в речи взрослых.

 

В возрасте от года до двух ребёнок овладевает произношением лишь самых простых звуков - гласных А, О, Э и согласных П, Б, М (именно из этих звуков состоят всем хорошо известные самые первые произносимые ребёнком слова - папа, баба, мама, бобо и т.д.)

 

В возрасте от 2-х до 3-х лет усваивается произношение  - гласных И, Ы, У,согласных Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.

 

В возрасте от 3-х до 5-и лет овладевает произношением согласных С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ.

 

Позднее всего, нередко лишь в возрасте 5 - 6 лет, ребенок овладевает нормальным произношением самых сложных по произношению звуков - согласными Р, Л.

 

До определенного возраста звукопроизношение у всех без исключения детей характеризуется несовершенством, что нередко обозначается термином « возрастное косноязычие». Это обстоятельство часто усыпляет бдительность родителей  и  даже отдельных  специалистов,  которые списывают  на  возраст  и  полагают,  что до достижения   ребёнком   5 - 6 лет о  правильности  его звукопроизношения   беспокоиться     преждевременно. Так ли это на самом деле? Какие особенности в произношения, детьми звуков речи должны настораживать?

 

Любые недостатки звукопроизношения, даже если они выражаются в простой замене какого-то звука правильно произносимым другим звуком, после 5 - 6 лет уже нельзя считать нормой. Почему? Потому что к этому возрасту нормально развивающийся ребёнок должен не только уметь различать все звуки речи на слух и улавливать возможные неправильности их звучания, но ему должны быть доступны и все те тонкие движения речевых органов, которые необходимы для произношения даже самых сложных по артикуляции звуков. Если к отмеченному возрасту этого нет - это является отклонением от нормы.

 

Однако и в гораздо более раннем возрасте у ребенка могут наблюдаться такие особенности в произношении звуков речи, которые выходят за пределы возрастных и являются дефектами в полном смысле этого слова. Так, например, вместо «допустимой» замены одного этого звука речи на другой ребёнок может произносить этот звук каким-то необычным образом, искажённо («картавое» Р, «шепелявое» С, «воздушное», то есть произносимое с раздуванием щёк, Ш и т. п.). При нормальном строении органов речи и нормальной их подвижности такого рода особенности в произношении звуков не должны иметь места, за исключением редких случаев прямого подражания. А поскольку отмеченные дефекты в произношении звуков бывают вызваны специфическими причинами, то не приходится рассчитывать на исчезновение этих дефектов «с возрастом», а следует как можно раньше обращаться за помощью к специалистам.

 

Словарным запасом языка ребёнок начинает овладевать на втором году жизни. Самые первые слова в его речи обычно появляются к году. Они носят обобщённый характер и представляют собой по существу «слова-предложения». Так, одним и тем же словом «мама» ребёнок может выражать и какую-то жалобу, и просьбу «взять на ручки», и желание получить интересующую его игрушку, и пр.

 

Очень важным моментом является развитие у ребёнка способности «замечать» окончания слов, то есть обращать внимание и на грамматическую форму слова. У детей с нормальным ходом речевого развития такая способность проявляется очень рано, уже в первой половине второго года жизни, пока ребёнок находится ещё на стадии «слова-предложения». Так, например, ребёнок хочет попросить у мамы конфету, которая в его речевом оформлении звучит как ФЕТА. Протянув ручонку в нужном направлении, малыш говорит: «ФЕТУ». Это значит, что он уже «заметил», что взрослые произносят «ДАЙ КОНФЕТУ», но сам пока в состоянии воспроизвести это лишь в упрощенном виде.

 

Словарный запас ребёнка растет в количественном и качественном отношении. Накопление словарного запаса весьма зависит от тех социальных условий, в которых растет и развивается ребенок. Одни дети постоянно слышат в речи взрослых много разнообразных слов и постепенно овладевают их знанием, а другие в качестве образца для подражания имеют лишь самую примитивную и не всегда достаточно грамотно оформленную речь. Безусловно, словарный запас этих двух групп детей при относительно равных их речевых возможностях никак не может оказаться равноценным. Особую тревогу в этом плане вызывает склонность некоторых родителей к разного рода «жаргонным словечкам» и «усеченным» формам нормальных человеческих слов(«телик», «велик» и т. п.). Можно не сомневаться, что именно в таком виде все эти слова будут усвоены и их детьми. Нужно ли с самого начала, буквально с самых первых шагов жизни так непозволительно обкрадывать и принижать своего собственного ребёнка?!

 

Качественный рост  словаря выражается во всё более глубоком овладении ребёнком значениями (включая и переносные) уже известных ему слов. Например, постепенно он начинает понимать, что словом «ножка» можно обозначаться не только соответствующая часть тела, но и ножка стула или кровати, и ножка гриба, или что выражение «золотые руки» совсем не говорит о том, что они действительно сделаны из золота.

 

Овладение грамматическим строем речи начинается на втором году жизни ребенка, что связано сего переходом к фразовой речи и возникающей при этом необходимостью соединять слова между собой и согласовывать их друг с другом. Такая способность развивается у ребёнка не сразу, и первые предложения, состоящие из нескольких слов, строятся им по принципу простого «рядоположения» этих слов, «нанизывания» их друг на друга. Например: ДАЙ  КНИГА  ПАПА,  ВОВА  ЕСТ   КАША и т. п.Однако при нормальном ходе речевого развития ребёнок быстро проходит через эту стадию и употребляемые им в речи слова вскоре начинают приобретать правильные окончания (ПАПА  ДАЙ  КНИГУ.    ВОВА  ЕСТ  КАШУ.)

 

У нормально развивающихся в речевом отношении детей грамматический строй речи должен полностью быть сформирован не позднее чем к 4-м годам (во многих случаях они исчезают и раньше). К этому времени ребёнок должен говорить грамматически правильно оформленными предложениями, в которых лишь изредка «мелькают» ошибки при согласовании редко встречающихся в речи или впервые встретившихся ребёнку слов. Эти ошибки быстро исчезают после соответствующих поправок со стороны взрослых. Случаи же неверного согласования слов,  в этом возрасте уже будут свидетельствовать об имеющихся у ребёнка специфических трудностях в усвоении грамматических норм языка или о его так называемой педагогической запущенности. И то и другое должно серьёзно обеспокоить родителей и явиться достаточным поводом для их обращения к специалистам. При своевременно оказанной самими же родителями (по рекомендации логопеда) помощи положение обычно сравнительно быстро изменяется к лучшему. Запущенные случаи представляют уже значительно большую сложность, но и они поддаются коррекции.

 

Речь Вашего ребенка намного отличается от речи сверстников? В первую очередь необходима консультация специалистов. Вам помогут педиатр, психиатр, невролог, логопед, возможно  понадобится посетить сурдолога и окулиста.

Если Вы не только решили обратиться к специалистам, но и сами хотите помочь ребенку.

Для конструктивного подхода в решении проблем Вам предлагается:

·                наблюдать за ребенком и отмечать его состояние - происходящее с ним изменения, трудности и достижения;

·                принимать активное практическое участие в речевом развитии ребенка;

·                определите, что именно Вас тревожит;

·                Вы считаете, что у ребенка речевые проблемы? Начните с оценки сложившейся ситуации. Внимательно прочитайте варианты речевых трудностей и отметьте свойственные Вашему ребенку.

 

РЕЧЕВЫЕ ТРУДНОСТИ У ДЕТЕЙ

1.            Ребенок не говорит совсем.

ОТСУТСТВИЕ РЕЧИ В ТРИ ГОДА - НЕ ПРОСТО ЗАПАЗДЫВАНИЕ - ЭТО СИГНАЛ О ГРУБОМ РЕЧЕВОМ НАРУШЕНИИ!

Необходимо срочно обратиться к ЛОГОПЕДУ!

2.            Задержка на стадии называния.

Ребенок называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого), долго остается на уровне их обозначения, предложений в речи нет. В реальном общении с людьми вместо речи - жесты, движения, требовательные возгласы и т.п.

3.            Говорит, как маленький.

4.            Невнятная речь.

5.            Не хочет говорить.

6.            В речи появились запинки.

 

Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем, т.е. поставлен диагноз.

 

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться.

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить его значимость.

  • Как показывает практика, у сегодняшних первоклашек чаще всего недос­таточно развита  речь. Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления окружающего мира более осознанно и произвольно.

  • Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Словарный запас ребёнка растет в количественном и качественном отношении. Накопление словарного запаса весьма зависит от тех социальных условий, в которых растет и развивается ребенок. Одни дети постоянно слышат в речи взрослых много разнообразных слов и постепенно овладевают их знанием, а другие в качестве образца для подражания имеют лишь самую примитивную и не всегда достаточно грамотно оформленную речь.

Особую тревогу в этом плане вызывает склонность некоторых родителей к разного рода «жаргонным словечкам» и «усеченным» формам нормальных человеческих слов («телик», «велик» и т. п.). Можно не сомневаться, что именно в таком виде все эти слова будут усвоены и их детьми. Нужно ли с самого начала, буквально с самых первых шагов жизни так непозволительно обкрадывать и принижать своего собственного ребёнка?!

 

Недостаточное развитие речи у детей обуславливает низкий уровень словесно-логического мышления.

Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

При своевременно оказанной самими же родителями (по рекомендации логопеда) помощи положение обычно сравнительно быстро изменяется к лучшему. Запущенные случаи представляют уже значительно большую сложность, но и они поддаются коррекции.

Мы, педагоги, рады видеть его в нашей школе. Искренне надеемся на то, что Ваша родительская дорога будет легкой и Вы не устанете в пути. Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребенка можно только в тесном сотрудничестве семьи  и школы. Сотрудничество принесет свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы и мужество каждый день учиться быть настоящей Матерью и настоящим Отцом! Пусть эти законы родительской истины помогут Вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам!

 

1.            Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2.            Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3.            Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4.            Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5.            Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6.Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7.Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8.С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Интернет приемная
Поиск
Роскомнадзор
Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

МАОУ "Сылвенская средняя школа" © 2019
Бесплатный хостинг uCoz