Меню сайта
ЭПОС.Школа
Контроль услуг
Статистика
|
Как помочь детям, которые никак не могут освоить письменную речь (дисграфия)В ходе психического развития ребенка письмо появляется позже других навыков. В отличие от устной, письменная речь формируется только с помощью специального обучения, она более произвольна и сознательна, потому что требует непрерывного звукового анализа.
Первые упоминания о нарушениях письма встречаются еще в 1798 году, но термин «аграфия» (от греческого «а» – отрицание, «графо» – пишу) появился только в 1865 году, благодаря французскому врачу В. Бенедикту. В дальнейшем это название стали применять только по отношению ко взрослым пациентам, у которых письменная речь когда-то была сформирована, но вследствие какого-либо заболевания нарушилась. По отношению же к детям врачи используют термин «дисграфия».
Нейропсихологи и психофизиологи установили, что процесс письма осуществляется с помощью совместной работы нескольких участков мозга. Вот основные звенья, из которых состоит письменная речь
Таким образом, при несформированности функций каждой из описанных зон у ребенка могут возникать проблемы с письменной речью. По данным различных исследований, дисграфия в той или иной степени встречается у 5–15% младших школьников и у 3–7% детей от 10 до 16 лет. Иными словами, эта проблема поддается коррекции, при условии, что ребенок вовремя попадет в руки специалиста – логопеда или нейропсихолога. Но даже если школьник прошел курс специальных занятий, необходимо постоянно помнить, что он больше других детей нуждается в индивидуальном подходе при обучении. Слабое звено Можно выделить несколько групп детей, предрасположеных к появлению дисграфии. Освоение письменной речи нелегко дается левшам и, в особенности, переученным левшам. В отличие от правшей, они от природы имеют менее четкое распределение функций между двумя полушариями мозга. В этой ситуации переучивание на правую руку вносит еще больший хаос в психическую деятельность. Гораздо больше времени на устранение дисграфии требуется детям, имеющим проблемы со зрительной или слухоречевой памятью, несформированностью пространственных представлений и других высших психических функций.
Существует несколько классификаций форм дисграфии, но все их можно свести к шести основным формам.
Артикуляторная
Акустическая
Поскольку описанные формы дисграфии связаны с восприятием и воспроизведением речи, их коррекцию должны проводить логопеды. Большая часть упражнений направлена на исправление произношения и обучение четкой дифференциации трудных звуков. Следующие три формы возникают из-за несформированности других базовых психических функций, поэтому занятия с детьми, имеющими такие нарушения, осуществляют нейропсихологи.
Оптико-пространственная Легко выделяя элементы трудных графем, конструируя их из пластилина или спичек, находя приставку, корень или окончание в словах, школьник уже не допустит таких ошибок. Также будут полезны «вспомогательные» игры, направленные на коррекцию пространственных представлений: например, можно попросить ребенка разделить длинное слово на правую и левую части, посчитать количество букв, слогов в каждой из них, составить другие слова из тех же букв.
Аграмматическая
Чтобы решить эту проблему, школьнику необходимо больше читать и пересказывать прочитанное, научиться составлять план рассказа и формулировать вопросы к тексту. Полезно заучивать стихи и песни, так как вместе с ритмом или мелодией будут запоминаться различные грамматические конструкции.
Если наряду с ошибками при письме у школьника неровный, неразборчивый, чересчур мелкий или размашистый почерк, необходимо обратиться за консультацией к неврологу. Изменения в режиме дня, перераспределение учебной нагрузки позволяют детям с моторной дисграфией справиться с имеющимися трудностями.
...по страницам журнала "Здоровье школьника" |
Интернет приемная
Запись в 1 класс
Прием в 1 класс
Поиск
Календарь
Архив записей
Полезные ссылки
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||