614503, Пермский край, Пермский муниципальный округ, п.Сылва, ул.Молодежная, д.7. 8(342)258-44-02 sylvenskaya@sosh.permkrai.ru  Вторник, 23.04.2024, 17:07. 6+
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "Сылвенская средняя школа имени В. Каменского"

Меню сайта
ЭПОС.Школа
Контроль услуг
Статистика

Как помочь детям, которые никак не могут освоить письменную речь (дисграфия)

В ходе психического развития ребенка письмо появляется позже других навыков. В отличие от устной, письменная речь формируется только с помощью специального обучения, она более произвольна и сознательна, потому что требует непрерывного звукового анализа. 

 

Первые упоминания о нару­шениях письма встречаются еще в 1798 году, но термин «аграфия» (от греческого «а» – отрицание, «графо» – пишу) появился только в 1865 году, благодаря француз­скому врачу В. Бенедикту. В дальнейшем это название стали применять только по отношению ко взрослым пациентам, у которых письменная речь когда-то была сформирована, но вследствие какого-либо заболевания нарушилась. По отношению же к детям врачи используют термин «дисграфия».

 

Нейропсихологи и психофизиологи установили, что процесс письма осуществляется с помощью совместной работы нескольких участков мозга. Вот основные звенья, из которых состоит письменная речь

 

  1. Намерение что-либо написать и регуляция всего процесса письма. За это ответст­венны лобные доли головного мозга.

  2. Процесс звукоразличения, с помощью которого производится анализ фонетического состава слова. За это важнейшее звено отвечает левая височная доля головного мозга. Она же координирует работу слухоречевой памяти, которая необходима ребенку, чтобы запоминать то, что он хочет написать.

  3. Зрительные представления, связанные с образами различных букв. Их воспроизведение невозможно без участия затылочных отделов мозга.

  4. Актуализация моторных образов букв и обеспечение тонких движений руки. Эту работу выполняет сразу несколько зон головного мозга, начиная от мозжечка и заканчивая лобными отделами.

 

     Таким образом, при несформированности функций каждой из описанных зон у ребенка могут возникать проблемы с письменной речью.  По данным различных исследований, дисграфия в той или иной степени встречается у 5–15% младших школьников и у 3–7% детей от 10 до 16 лет. 

       Иными словами, эта проблема поддается коррекции, при условии, что ребенок вовремя попадет в руки специалиста – логопеда или нейропсихолога. Но даже если школьник прошел курс специальных занятий, необходимо постоянно помнить, что он больше других детей нуждается в индивидуальном подходе при обучении.


Слабое звено

       Можно выделить несколько групп детей, предрасположеных к появлению дисграфии.

      Освоение письменной речи нелегко дается левшам и, в особенности, переученным левшам. В отличие от правшей, они от природы имеют менее четкое распределение функ­ций между двумя полушариями мозга. В этой ситуации переучивание на правую руку вносит еще больший хаос в психическую деятельность. 
         Другая группа риска – так называемые двуязычные дети, которым приходится осваивать письменную речь на чужом языке, в то время как думают они на родном. 
        Как ни странно, к дисграфии также склонны дети, рано освоив­шие грамоту по методикам, обучающим слоговому чтению, минуя звукобуквенный анализ (например, кубики Зайцева и другие). Но поскольку эти проблемы в письменной речи связаны не с особенностями функционирования мозга, а с противоречиями в разных методиках обучения, они быстро устраняются после нескольких коррекционных занятий.

      Гораздо больше времени на устранение дисграфии требуется детям, имеющим проблемы со зрительной или слухоречевой памятью, несформированностью пространственных представлений и других высших психиче­ских функций.

 


Типы дисграфии

Существует несколько класси­фикаций форм дисграфии, но все их можно свести к шести основным формам.

 

Артикуляторная
При этом виде дисграфии ребенок допускает ошибки на письме из-за своего неправильного произношения – то есть пишет так, как говорит. Например, если в устной речи школьника отсут­ствуют четкие звуки «ш» и «щ», то и при написании они будут смешиваться.

 

Акустическая
Эта форма возникает из-за того, что ребенок пишет так, как слышит, путая глухие и звонкие звуки (например, «дуп» вместо «дуб», «ковта», а не «кофта» и т.д.), твердые и мягкие («больит», «мосьтик», «писмо»), а также шипящие и свистящие (например, «писчат» вместо «пищат»).

 

Поскольку описанные формы дисграфии связаны с восприятием и воспроизведением речи, их коррекцию должны проводить логопеды. Большая часть упражнений направлена на исправление произношения и обучение четкой дифференциации трудных звуков. 

Следующие три формы возникают из-за несформированности других базовых психических функций, поэтому занятия с детьми, имеющими такие нарушения, осуществляют нейропсихологи.

 

Оптико-пространственная
Этот вид дисграфии связан с несформированностью пространственных представлений и синтезом информации от разных анализаторов. Типичными ошибками детей, имеющих эту проблему, являются зеркальное написание букв, недописывание их элементов, перестановки букв и слогов, смешивание слогов и букв из разных слов в одном слове (к примеру, из слов «ясный» и «день» может получиться «ядный сень»), слитное написание предлогов или, наоборот, написание приставок отдель­но от корня («при коснулся»). Ребенку, испытывающему такие трудности, помогут упражнения, закрепляющие представления о структуре букв и составе слова. 

Легко выделяя элементы трудных графем, конструируя их из пластилина или спичек, находя приставку, корень или окончание в словах, школьник уже не допустит таких ошибок. 

Также будут полезны «вспомогательные» игры, направленные на коррекцию пространственных представлений: например, можно попросить ребенка разделить длинное слово на правую и левую части, посчитать количество букв, слогов в каждой из них, составить другие слова из тех же букв.

 

Аграмматическая
Основные трудности при данной форме дисграфии связаны с неправильным употреблением окончаний, предлогов, ошибками при изменении слов по падежам, числам, трудностями согласования слов между собой. Бесконечное заучивание и повторение правил грамматики не дает никакого результата. При этом устная речь ребенка бедная, состоит из простых предложений, – то есть ребенок избегает употребления сложных грамматических конструкций. 

 

Чтобы решить эту проблему, школьнику необходимо больше читать и пересказывать прочитанное, научиться составлять план рассказа и формулировать вопросы к тексту. 

Полезно заучивать стихи и песни, так как вместе с ритмом или мелодией будут запоминаться различные грамматические конструкции.

  
Моторная
Эта форма дисграфии связана с нарушениями движений. Она проявляется в недописывании слов, появлении лишних, двойных или даже тройных букв, пропусках букв и слогов. С одной стороны, моторная дисграфия является следствием нарушения контроля за собственными движениями, но довольно часто указанные ошибки оказываются следствием неврологических нарушений: повышенного, сниженного или неустойчивого тонуса руки, быст­рой утомляемости и т.д.

 

Если наряду с ошибками  при письме у школьника неровный, неразборчивый, чересчур мелкий или размашистый почерк, необходимо обратиться за консультацией к неврологу. Изменения в режиме дня, перераспределение учебной нагрузки позволяют детям с моторной дисграфией справиться с имеющимися трудностями.

 

...по страницам журнала "Здоровье школьника"

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Интернет приемная
Запись в 1 класс
Прием в 1 класс
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

МАОУ "Сылвенская средняя школа" © 2024
Бесплатный хостинг uCoz